Методика Новиковой Иванцовой
Данная методика эффективна в работе с неговорящими детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, при всех формах алалии, логоневрозах, афазии, дизартрии, при сложных сочетанных дефектах с тяжелой речевой патологией, а также для детей с РАС, СДВГ, с нарушениями внутренних физиологических ритмов.
Автор методики - Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова - заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГОУ специальная начальная школа-детский сад V вида № 1708 для детей с ОВЗ, г.Москва.
Работа логопеда по данной методике ведется на направленной предметной деятельности ребенка и речевой деятельности логопеда, с помощью специальной ритмизованной музыки, через телесные ощущения, через зрительное и речеслуховое восприятие.
На начальном этапе занятий ребенок обучается произносить звук громко, протяжно и правильно артикулируя. Этот этап может длиться очень долго, но в результате ребенок все равно «откроет рот и пропоет «А-А»».
Помимо отработки темпа речи, ритма, интонации, произношения, мы развиваем содержательную сторону речи, т.е. формируем родной язык: умение различать речевые звуки, соотносить лексические категории, использовать в речи грамматические категории (число, падеж, род), пользоваться связной речью.
Данная методика опирается на законы онтогенетического развития речи и подразумевает формирование языковой системы через ритмико-мелодико-интонационную основу языка.
У ребенка в 2-4 месяца появляется гуление – набор звуков, который является основой развития речи!
Затем - лепет, слово, фраза, связная речь. В доречевом периоде формируются основные, фундаментальные средства языка:
- фонационные –темп, ритм, тембр, громкость;
- двигательные - жесты, мимика, поза;
- графические- почерк (написание, рисование).
Эти средства присутствуют у нас в каждой единице речи и являются основой для формирования языка.
Методика Т.Н. Новиковой-Иванцовой основана на этом постулате.